Чувственно-образный подход к современной физике
Да, Вы правильно подметили, что слово "визуализировать", если понимать его только как создание изображения - картинки, недостаточно характеризует то, что человек создаёт в своём сознании в процессе творческого познания. Поэтому я поставил рядом слово "вообразить", что, возможно, приближает к описанию того, что же возникает в нашем сознании - подсознании.
Хотел бы проанализировать и обсудить этот процесс познания с визуализацией-воображением на примере типов физических величин - скалярной, векторной и тензорной. Скалярная величина - вроде всё ясно. Векторная. Векторная математика с операциями с векторами, проекциями, синусами и косинусами, поворотом на угол и т.д. и т.п. - довольно сложная вещь, но нам достаточно вообразить стрелку в пространстве и в нашем сознании как бы возникает ощущение понимания, что такое вектор, без этих сложных расчётов с косинусами. Но вот уже тензор сложно вообразить, что это, найти ему простое воображаемое соответствие в сознании. А может это мне не удалось, и я надеюсь, что кто-нибудь расскажет, как ему удачно получилось построит в своём сознании понимание, что такое тензор, без вычислений, без формул, а в виде, скажем, чувственного образа. Про чувственный образ... Как баскетболист примеривается , прицеливается, чтобы попасть в корзину? Он решает физическую задачу, но как? Он "видит" (чувствует, ощущает) будущую траекторию, или может сразу все возможные траектории, и отбирает подходящую? Если оцифровать его прицеливание, то там будет решение нелинейного матричного уравнения. Так новые теоретические разделы физики обрушивают на человека уравнения, уравнения, уравнения, но, надеюсь, остаётся и может развиваться чувственно-образный процесс познания этих же физических идей. Поэтому, я считаю, поиск удачного чувственно-образного представления тех или иных разделов физики полезно и нужно его продолжать, включая вопрос дуальной природы света.
No comments:
Post a Comment